«Старый долг»

 «Старый долг»
Эльчина Бахманов.


Было пасмурное утро. Расим вышел ровно в восемь, как обычно. Машина с шофером уже ждала его у подъезда элитной новостройки, где он проживал. Было зябко, и настроение, как никогда, соответствовало погоде. Все, вроде бы, путем, но в глубине души чего-то не хватало. Выкурив сигарету, он сел в машину. Моросило. Проезжая мимо метро, Расим вдруг попросил шофера остановиться.

- Подожди меня здесь. Я хочу немного пройтись.

В метро он не был уже девять лет. Внезапно нахлынула масса приятных воспоминаний. Увлеченный ими, он спустился вниз, купил карту, прошел через турникет. Вспомнил, как часто в юношестве ездил на метро с друзьями в институт, на тренировки, в город. Казалось, весь мир тогда был у них в кармане.

Он сел на поезд, проехал пару станций, вышел на «Гянджлике» и направился к выходу. Эта мини-экскурсия в прошлое заметно подняла ему настроение. Он позвонил шоферу и велел ему подъехать.

Выйдя наружу, он закурил. Внезапно его внимание привлек нищий. Это был пожилой человек с опущенной головой. Он повторял одну и ту же фразу: «Помогите, ради Аллаха». Расим уже собирался отойти, но вдруг голос нищего показался ему до боли знакомым. Он подошел к старику и присел, чтобы посмотреть ему в лицо. Сделав это, Расим не поверил своим глазам. Он увидел перед собой человека, который в детстве был ему вместо отца.

- Дядя Алик! Дядя Алик! Это Вы?! Наконец-то я Вас нашел!

- Расимчик, Расимчик. Неужели это ты? – удивился старик. - Какая встреча, сынок!

- Что вы здесь делаете, дядя Алик? Почему вы в таком состоянии? Почему вы просите милостыню? - спросил Расим со слезами на глазах.

- Ооо, сынок, это длинная история.

- Поехали ко мне, дядя Алик, я на машине. Посидим, поговорим.

Дядя Алик был воспитателем в детском доме, куда однажды привезли забитого и замкнутого подростка, который почти не разговаривал. Отец его давно умер на производстве, а мать была законченной алкоголичкой, регулярно била сына и выгоняла из дома. После многочисленных жалоб соседей ее лишили родительских прав, чему она в общем-то особо не противилась, а спустя полгода цирроз свел с ней счеты.

Расим был трудным ребенком, часто дрался и сбегал. Один раз даже устроил пожар. Единственной родственной ему душой во всем детском доме был дядя Алик, который всячески старался помочь мальчику и уделял ему много времени, часами беседовал с ним. Благодаря дяде Алику, Расим постепенно начал раскрываться и взглянул на мир другими глазами, обрел друзей и взялся за учебу. И каждый раз, когда Расиму нужен был совет или поддержка, он бежал к Алику.

Прошли годы, Расима призвали в армию. Потом без особых усилий он поступил в университет. Поступил на работу в банк в качестве клерка. Его способности заметили, и карьера стремительно пошла вверх. Через девять лет Расим уже был председателем правления…

Они сидели на кухне расимовской квартиры. Служанка в считанные минуты накрыла на стол.

- Так, стало быть, ты теперь банкир, Расим. Надо же… Я безумно рад за тебя, сынок. Я всегда верил в то, что ты станешь большим человеком, - говорил дядя Алик.

- Да, у меня все хорошо, слава Богу. Вы про себя расскажите. Почему вы в таком состоянии? Что случилось? Я приходил в детдом после армии, но вас уже не нашел. Мне даже координаты ваши никто не дал. Все работники новые.

- Дааа, Расим. После того, как ты ушел в армию, нам назначили нового директора. Алчный был, сволочь… Вот он постепенно всех неугодных и выжил, а вместо нас набрал себе подобных. Там сейчас все по-другому. Бедные дети… Вскоре судьба нанесла мне еще один удар - умерла от инфаркта моя жена - единственный родной мне человек. Детей, как ты знаешь, у нас не было. Еще через два года нашим домом на Советской заинтересовались новостройщики. Обещали заплатить неплохие деньги, принесли бумаги, которые я подписал на радостях. Так я оказался на улице. Ни кола, ни двора, ни денег, Расимчик. Живу я теперь, а точнее доживаю в подвале в компании бомжей. Совсем старый стал, одинокий и больной. Вот такая вот интересная штука - жизнь.

Расим помолчал с минуту, потом улыбнулся и сказал:

- Не грусти, дядя Алик. Теперь все будет по-другому. Я тебя оставлю сейчас, мне на работу надо. Ты отдохни, чувствуй себя как дома. Если что нужно, звони.

Приехав в офис, Расим вызвал секретаршу и дал несколько поручений по поводу дяди Алика. Через несколько дней дядя Алик, вопреки всем его возражениям, был отправлен в санаторий на лечение. По возвращении оттуда, Расим передал ему ключи и документы от небольшого уютного домика в Бильгя и банковскую карточку с ежемесячными поступлениями - на жизнь.

Оставив старика в его доме в Бильгя, Расим поехал домой. На душе царило чувство глубокого удовлетворения. Шофер Расима, который был свидетелем всех этих событий и ничего не понимал, вдруг спросил:

- Расим муаллим, извините, что спрашиваю, но почему вы сделали все это для того нищего? Кто он? Он ваш родственник?

- У меня нет родственников. Знаешь ли, когда-то этот человек дал мне взаймы. Я просто вернул ему долг. У добра очень хорошая память…

Популярные сообщения из этого блога

Азербайджанские Словечки!

Тайна бани, обогреваемой единственной свечой

Yene bu Seherde uz uze geldik