Пантюркизм
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Автор:
Kamran Khidirov
-
[править | править исходный текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 мая 2013; проверки требуют 29 правок.
Проверить нейтральность.
На странице обсуждения должны быть подробности.
|

Государства и автономные образования, где язык, принадлежащий к группе тюркских языков, имеет официальный статус.
Пантюркизм — культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века.[1] Движение началось среди тюрков в Крыму и на Волге, изначально стремящимся объединиться c тюрками Османской империи против растущего российского господства и царизма.[2]
Содержание
[убрать]Цитата[править | править исходный текст]
![]() | Dilde, fikirde, işte birlik (Единство в языке, мыслях и делах) | ![]() |
— Исмаил Гаспринский (Гаспыралы), крымскотатарский просветитель и общественный деятель, известный пантюркист.
История пантюркизма[править | править исходный текст]
Идеология пантюркизма имеет более чем вековую историю и тесно связано с понятием «Туран», которое возникло как антипод «Ирана» — страны, где господствует персидская культура. Огромное пространство «Турана» к северу от Ирана, и от Кавказа до Саян, рассматривалось как прародина «туранских» народностей, к которым причислялись все этносы урало-алтайской языковой семьи. При этом тюркский мир мыслился как ось этого обширного «Турана» — соответственно, пантюркизм выступал как концентрированное выражение более широкого и более расплывчатогопантуранизма.
Пантюркизм своими корнями вряд ли восходит к газете «Переводчикъ-Терджиманъ», которую в 1883 году в Бахчисарае (Крым) начал издавать общетюркский российский общественный деятель, просветитель и публицистИзмайл бек Гаспринский (Исмаил Гаспралы). Он первый, кто выдвинул и развивал идею просвещения и консолидации всех тюркских и славянских народов России, издавая газету на русском (кирилицей) и тюркском (арабицей) языках до 1905 года. После 1905 года газета выходит только на арабице. «Переводчикъ-Терджиманъбыла закрыта большевиками в 1918 году и не издается по сей день. Первой женщиной редактором и журналистом среди российских тюрков стала жена И.Гаспринского мишарка из Симбирска Зухра Акчурина. Идея просвещения нашла отклик среди крымской, волжско-уральской, среднеазиатской и азербайджанской тюркской и русскойинтеллигенции и духовенства. Гаспринский также предпринял первые шаги в сторону унификации всех тюркских языков путем очищения упрощённой формы тогдашнего турецкого языка от персидских и арабских заимствований. По его замыслу, этот язык должен был стать единым языком всех тюркских народов мира. Идеи этого проекта Гаспринского легли в основу современного турецкого языка, сменившего османский язык при Кемале Ататюрке.
Следующим шагом на пути консолидации тюркских народов было издание в 1902 году журнала «Тюрк» в Каире. На страницах журнала обосновывалась идея пантюркизма как альтернативы исламизации.
Самым первым научно-теоретическим обоснованием пантюркизма считается статья татарина из Казани Юсуфа Акчуры (Юсуфа Акчурина) «Och Tarzi Seyaset» (Три вида политики), которая была опубликована в 1904 г. Четыре года спустя, в 1908 г вышла в свет статья азербайджанца Али Гусейнзаде«Turkuleshmek, Islamlashmak, Zamanlashmak» (Тюркизация, Исламизация, Модернизация) в которой эти идеи нашли дальнейшее развитие.
В 1911 Юсуф Акчура основал в Стамбуле газету-листовку Турк Орду («Турецкая Родина»). В то же самое время, видные турецкие авторы, такие как Зия Гёкальп и Халиде Эдиб Адывар, стали авторами романа «Ени Туран» (1912; «Новый Туран»), где в героической форме прославлялось прошлое и будущее тюркской расы. Символом тюркской расы стала волчица (Боз Гурд, Bozkurt), обозначенная как мать нации, и перед которой поклонялись тюрки перед принятием Ислама.
Как идеология пантюркизм окончательно сформировался к концу XIX века, и должен в связи с этим рассматриваться как аналог панславизма илипангерманизма. Пантюркизм стал одним из элементов идеологии младотурок, вследствие чего османское правительство оказывало помощь различным националистическим движениям в Средней Азии в период гражданской войны 1918—1921 в России. В 1923 г. турецкий журналист Зия Гёкальп издал книгу «Основные принципы тюркизма», которая стала последним и довольно весомым вкладом в идеологию пантюркизма. После так называемой «кемалистской революции» идеи пантюркизма были на долгое время забыты официальной идеологией Турции, так как Мустафа Кемаль Ататюрк взял курс на перестройку страны в «западном» стиле.
После Октябрьской революции в 1917 году попытки достижения тюрками единства жестоко подавлялись коммунистами. Более того, делалось всё возможное, чтобы разделить и ослабить тюркские народы[3].
Некоторое возрождение идей пантюркизма произошло после смерти Ататюрка в 1938. После вступления Турции в НАТО эти идеи вновь обрели актуальность как средство идеологической борьбы против СССР, с целью оторвать от него республики Средней Азии и Азербайджан[4].
Распад СССР в 1991 году создал условия для восстановления пантюркского движения. Турция более не была единственным тюркским государством, появились независимые государства Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан. В том же году в Казани была учрежденаАссамблея тюркских народов —- событие, ставшей важной вехой в истории пантюркизма, потому что это отмечает начало организованной фазы движения. С учреждением Ассамблеи тюркских народов возникла первая пантюркская организация. Теперь АТН регулярно проводит встречи в столицах тюркских государств, и состав её членов представляет большинство тюркских этносов и субэтносов (этнических групп) в общетюркском суперэтносе планеты Земля.[3].
В настоящее время идеи пантюркизма наиболее влиятельны в Турции и Азербайджане.[5]
Пантюркизм и Турция[править | править исходный текст]
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагатьсяспециальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Одной из идеологических основ национальной политики младотурок стал пантюркизм. Эта концепция родилась на основе идей молодого общетюркского этноцентризма (туркизма), наиболее ярким выразителем которого стал философия Гёкальпа (1876-1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и развития тюркской нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий достижения успеха на этом пути он считал объединение тюркоязычных народов в рамках единого государства. Подобные идеи получили широкую популярность в среде младотурок. Наиболее националистически настроенные их представители развили идеи Гёкальпа в пантюркистскую доктрину, которая требовала объединить под властью общетюркской демократии все тюркоязычные народы, призывала к ненасильственному отюрчиванию или естественной ассимиляции национальных меньшинств в будущем.
Пантюркизм, Россия и СССР[править | править исходный текст]
Несмотря на то, что культурные аспекты тюркского взаимодействия особой угрозы не представляют, политическая программа пантюркизма вызывает опасения в столицах тех стран, которые граничат с тюркскими государствами, а также тех, где есть тюркские меньшинства. Определение пантюркизма в России, Болгарии, Армении, Греции, Китае и в некоторых других странах изобилует такими прилагательными, как «реакционный», «экспансивный», «ирредентистский» (требующий воссоединения всех тюркских земель) и т. д. Негативное определение пантюркизма было доминирующим на Западе в последние несколько десятилетий. В России ещё со времен Российской Империи считалось, что идеология пантюркизма представляет угрозу.
Так в толковом словаре Ушакова Д. Н. 1935—1940. написано[6]:
ПАНТЮРКИ́ЗМ, пантюркизма, мн. нет, муж. (полит.). Буржуазно-националистическое течение, направленное к объединению всех тюркских народностей в одно буржуазно-помещичье государство под гегемонией Турции; Пантюркизм используется в целях захватнической политики империалистическими государствами, орудием которых являются буржуазные реставраторы, враги народа в советских республиках.
Советская историческая энциклопедия[7].
ПАНТЮРКИЗМ агрессивная расистская доктрина, согласно к-рой все народы, говорящие на тюркских языках, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое, простирающееся от Балкан до Сибири гос-во Туран (отсюда применяемое иногда к П. назв. пантуранизм).
В советской историографии писалось что
…После Октябрьской революции 1917 в России многие контрреволюционеры Закавказья и Средней Азии выступали против Советской власти под знаменем Пантюркизма, но не нашли поддержки в народных массах…
Эта догма была превалирующей в советской историографии, идея пантюркизма была объявлена антисоветской и антинародной и объяснялась как «турецкая разновидность фашизма»[8]
В СССР пантюркизм определялся как национал-шовинистическая буржуазная идеология, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, и прежде всего тюрки-мусульмане, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое государство.[9]
Во времена Советского Союза странами блока НАТО пантюркизм использовался в качестве идеологии способной конкурировать с коммунистической на территории республик Средней Азии и Азербайджана. До настоящего времени Россия негативно относится к поддержке правительством Турции пантюркистских идей. Москва считает, что «пантюркизм» несет в себе угрозу торговым и стратегическим российским интересам в бывших республикахСССР и угрожает целостности самой России.
В то же время в советское время в доносах на известных государственных деятелей и учёных нередко фигурировало обвинение в пантюркизме, которое служило поводом для их ареста.[10] Документы ЦК КПССС называют цифру 361 человек, репрессированных по ложному обвинению в пантюркизме [10] В 30-е и 40-е годы XX века многие выдающиеся учёные, исследовавшие в СССР тюркскую культуру, были репрессированы[11][12][13]. Так, по ложным обвинениям в шпионаже были расстреляны профессор Чобан-заде (1937)[14][15], профессор Поливанов (1938)[16][17], академик АН СССР Самойлович(1938)[18][19] и многие[20] другие.
Показательно, но в российских энциклопедические изданиях последних десятилетий пантюркизм упоминается только вскользь, что говорит «о полной растерянности и капитуляции российской общественной мысли перед задачей объективного исследования этого феномена». [21]
Пантюркизм и Китай[править | править исходный текст]
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Пантюркистская символика[править | править исходный текст]

Флаг стран Тюркского совета
22 августа 2012 года 4 крупнейших тюркоязычные государства, объединившиеся в рамках Тюркского совета, приняли единый флаг. Для единого флага взяты символы всех 4 государств: солнце из флага Киргизии[22], звезда — Азербайджана, полумесяц — Турции, цвет — Казахстана. Он является вторым обязательным флагом после национальных. Все эти элементы, как правило, встречаются и на флагах других тюркоязычных стран или регионов.
«Вместе мы сможем добиться больших успехов. Новый флаг будет наподобие флага Евросоюза, который будет обязателен во всех тюркоязычных стран наряду с национальными», — заявил на пресс-конференции в Бишкеке министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу[23].
Политика пантюркизма[править | править исходный текст]
Осенью 2006 года в Анталье состоялись 10-й по счету Международный тюркский курултай, в работе которого приняли участие около 600 делегатов — общественных и государственных деятелей из различных стран, и 8-й саммит тюркоязычных государств.
В совместной декларации содержались такие постановления, как «призыв к выработке общей политики тюркских государств в отношении ситуации вАфганистане, Ираке, Палестине и Ливане (которая оценивается как складывающаяся негативно), в урегулировании кипрской и карабахской проблем.
Кроме того, страны — участники саммита обязались взаимно поддерживать друг друга в достижении ими таких внешнеполитических целей, как председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году, вступление Турции в ЕС, избрание Турции, Казахстана и Киргизии в непостоянные члены Совета Безопасности ООН». В ходе саммита президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил «проблема одного тюркского государства должна быть проблемой и для другого тюркского государства».
Дело создания Тюркского содружества государств, к которому Турция прилагает усилия уже много лет, начинает сдвигаться с мертвой точки. По инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, заявлено о создании одного органа Содружества — Совета старейшин.[4]
Пантюркизм встречает противодействие в странах, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция и Афганистан имеют значительное количество тюркских меньшинств. Определенные круги этих государств рассматривают движение за интеграцию тюркских сообществ как угрозу их территориальной целостности. Но при этом отмечается, что культурные аспекты тюркского взаимодействия не представляют угрозы. [3].
Тюркистские организации[править | править исходный текст]
- Младотурки (тур. Jöntürkler) — политическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство. Младотуркам удалось свергнуть султана Абдул-Хамида II (1908) и провести прозападные реформы.
- Кемализм — идеология турецкого национализма, выдвинутая Кемалем. Поныне считается официальной идеологией Турецкой республики.
- Партия национального действия (Турция) — (тур. Milliyetçi Hareket Partisi, MHP) — националистическая ультраправая консервативная партия[24][25] вТурции.
- Республиканская народная партия (Турция) — (тур. Cumhuriyet Halk Partisi) — старейшая политическая партия Турецкой Республики, занимает левоцентристские позиции. Используется аббревиатура РНП (CHP).
- Организация Эргенекон — турецкая ультра-национальная организация. Представляет собой тайную организацию кемалистского направления, членами которой являются некоторые высокопоставленные руководители внутри вооружённых сил и органов безопасности Турции.
- Организация Бозкурт — (тур. Bozkurtlar или тур. Bozkurtçular, настоящее название — тур. Ülkücülük — «идеализм») — праворадикальное турецкое формирование, военизированное молодежное крыло националистической «Партия национального действия».
- Национал-демократическая партия Азербайджана — политическая партия Азербайджана, политическая программа партии близка к программе организации Бозкурт, иногда её даже считают отделением организации «Бозкурт» в Азербайджане.
См. также[править | править исходный текст]
Литература[править | править исходный текст]
Ссылки[править | править исходный текст]
- ПОЛТОРА ВЕКА ПАНТЮРКИЗМА В ТУРЦИИ
- Полтора Века Пантюрκизма в Турции // Панорама. — № 1(35), июль 1993.
- Искандер Гилязов. Пантюрκизм, Пантуранизм и Германия // Татарстан. — № 5-6, 1995.
- «Очаги» являются проводниками идеи неопантюркизма…" // Эхо Веков, 1996 3/4
- Turkic states convene to forge common culture and elect new head Daily News, 13 декабря 2009 (англ.)
- Ülkücülük Бозкурт в турецкой Википедии.
- Alparslan Türkeş Алпарслан Туркеш в турецкой Википедии.
- Пантюркизм в Турции
Примечания[править | править исходный текст]
- ↑ Pan-Turkism — Britannica Online Encyclopedia
- ↑ Pan-Turkism — Britannica Online Encyclopedia
- ↑ Перейти к:1 2 3 Журнал «Тюркоман», Лондон. ПАНТЮРКИЗМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
- ↑ Перейти к:1 2 Пантюркизм: вековая угроза России
- ↑ THE REBIRTH OF PAN-TURKISM?
- ↑ Толковый словарь Ушакова. Д. Н. ПАНТЮРКИЗМ
- ↑ Советская историческая энциклопедия. ПАНТЮРКИЗМ
- ↑ Большая советская энциклопедия. Пантюркизм
- ↑ БСЭ, БСЭ, 1969-1978 Пантюркизм. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
- ↑ Перейти к:1 2 Абдакимов А. История Казахстана. - Алматы. 1994
- ↑ Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2002. — С. 5. — ISBN 5-02-018338-5
- ↑ составитель Тумаркин Д.Д. Репрессированные этнографы. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2002. — ISBN 5-02-018346-6[1]
- ↑ Русские археологи и политические репрессии 1920-1940-х гг.
- ↑ Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2002. — С. 75-86. — ISBN 5-02-018338-5
- ↑ Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)
- ↑ Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2002. — С. 21-50. — ISBN 5-02-018338-5
- ↑ Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)
- ↑ Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2002. — С. 7-20. — ISBN 5-02-018338-5
- ↑ Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)
- ↑ Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)
- ↑ Червонная C. Пантюркизм и панисламизм в российской истории// Отечественные записки. – 2003. №5
- ↑ Генеральная прокуратура Кыргызской Республики
- ↑ Пантюркистский проект (Туран)
- ↑ Turkish far right on the rise, by Justin Huggler, The Independent, 20 April 1999
- ↑ Turkey and the EU. Will they Split before they Marry?, The Spiegel Online International, 10.03.2005
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Популярные сообщения из этого блога
Азербайджанские Словечки!
Автор:
Kamran Khidirov
-
Антон =LogDog= Демиров пише?26 мая 2007 в 22:46 А еще балон- 3-ехлитровая банка=) Антон =LogDog= Демиров пише?29 мая 2007 в 5:48 А еще хияр=) или Хыяр=)) Антон =LogDog= Демиров пише?29 мая 2007 в 5:51 Бадымчан,чигал-бас,келле,зибиль-?1? ?2?то тоже популярные словечки=) Анар *7 дней до конца* Фейзуллаев пише?31 мая 2007 в 19:44 Ээээ... Антончик, а как же перевод? :) Ну давай я попытаюсь за тебя! Бадымчан - то же что и хияр. :) Чигал-бас - Жулик, шулер (хорошое слочечко). Келле - Умный. Зибиль - Не нужная вещь. Орхан Рзаев пише?31 мая 2007 в 20:05 САЛАМ МИЛЛЕТ!!!!!!! Сабишка Тагиева пише?31 мая 2007 в 21:08 здрасти.) Большое спасибо за приглашение, буду здесь изучать почти родной язык.) Эльнур ♥Монтинский♥ Мехтиев пише?1 июня 2007 в 9:23 Атанщик - Кидала Мырт - прикол Пул джырыр - Денег куры не клюют Тапш - перевода не имеет, но очень распространено в России Гатых - (ругательное) Кефир Гет гарнывы гашы - Пошел ...
Формулы вербального поведения грузия
Автор:
Kamran Khidirov
-
привет - салами здравствуй - гамарджоба здравствуй (в ответ) - гагимарджос здравствуйте - гамарджобат здравствуйте (в ответ) - гагимарджот доброе утро - дила мшвидобиса (буквенно - мирного утра) добрый вечер - г'амэ мшвидобиса добро пожаловать - мобрдзандит / кетили икос тквени мобрдзанеба (буквенно - пусть будет добрым ваш приход) спокойной ночи - г'аме мшвидобиса привет, народ - халхс гаумарджос / гаумарджос халхс превед - гау (сокращенное от «гаумарджос», используется повсюду в чатах, форумах, смс-ках и т.д.) рады вас видеть - дзалиан михариа тквени нахва давно тебя не видел - 'рамдени 'ханиа ар 'минахихар до свидания - нахвамдис / мшвидобит (буквенно - будьте с миром) всего доброго - каргад икави до новой встречи - ахал шэхвэдрамдэ до вечера - саг'амомде до завтра - хваламде прощайте - гамарджвебит (буквенно - оставайтесь с победой) счастливо - бедниэрат счастливого пути - бэдниэри мгзавроба / гза мшвидобиса (буквенно - мирной дороги) до скорого - 'мом...
Тайна бани, обогреваемой единственной свечой
Автор:
Kamran Khidirov
-
Наверняка, многие из вас слышали о расположенной в иранском Исфахане бане, на протяжении многих веков обогреваемой за счет единственной свечи. Автором проекта бани и ее архитектором был один из известных религиозных деятелей XVII века, ученый с энциклопедическими познаниями Шейх Бахаи. Ученый Шейх Бахаи, настоящее имя которого Бахаудддин Мухаммед Амули, был знатоком фикха, геометрии, тафсира, изречений, и наряду со знанием чисто религиозных наук имел большие знания и в светских науках. Имеются ценные расследования шейха в математике, геометрии, астрономии, географии. Шейх Бахаи был талантливым поэтом, он писал стихи религиозного содержания и на арабском, и на персидском языках, был знатоком метафизики. Помимо этого, шейх Бахаи был любимым визирем авторитетного государственного деятеля и правителя Сефевидов Шаха Аббаса. И сегодня многие открытия Шейха Бахаи поражают. Примером могут служить «качающиеся минареты», построенные близ Исфахана, которые по сей день сохранили св...