Книга Гений Общение...

Люди постоянно общаются друг с другом. Работа, отдых, 
семья, дружеское общение, воспитание детей, взаимоотноше­
ния с противоположным полом — все это создает огромную 
информационную среду. Целый океан, в котором каждый из 
нас живет постоянно. 
И как в настоящем океане, здесь есть свои подводные кам­
ни, волны цунами, теплые попутные течения и даже клады, 
спрятанные в глубине. А значит, эффективное общение явля­
ется важной составляющей для успеха практически в любой 
сфере деятельности. В самом деле, часто приходится наблю­
дать, как один человек идет по жизни вечно улыбающимся ве­
зунчиком, который нравится людям, пользуется успехом и 
легко получает все, чего хочет (как говорят в народе «само в 
руки идет»), а другой, несмотря на все усилия, своих целей не 
достигает. 
Почему-то, если человек за свою жизнь осваивает много 
различных навыков, справедливо полагая, что хорошее обра­
зование и профессиональная подготовка открывают ему много 
новых возможностей и путей к успеху, то учиться эффектив­
ному общению с другими людьми многие полагают излишним. 
На эту тему в обществе существует несколько расхожих ми­
фов (здесь и далее мы будем называть мифами устойчивые убеж­
дения, разделяемые большими группами людей). 
• Зачем учиться общению? Я и так умею! Безусловно, ка­
ким-то образом мы все общаемся друг с другом. Вопрос толь­
ко в эффективности этого процесса. Почему-то никто не 
считает зазорным идти на курсы автовождения, компью­
терной грамотности или ныряния с аквалангом. И в то же 
время, если не ладятся отношения в семье или на работе, 
человек склонен искать причину где угодно, только не в 
себе самом. И главное, не знает, как исправить ситуацию, 
предпочитая день за днем, год за годом разыгрывать одни и 
те же неудачные модели поведения. 
• Умение нравиться другим людям — это природный 
дар, который или есть, или нет. Научиться этому невозможно. Если принимать этот тезис на веру (как и лю­
бой другой, впрочем), то научиться общаться с другими 
людьми действительно нельзя. А представляете, если кто-
нибудь вдруг начнет считать, допустим, умение работать с 
компьютерной программой Excel, танцевать сальсу или ва­
рить борщ, неким тайным сакральным знанием, которое 
доступно только посвященным и избранным? Смешно, прав­
да? Особенно если учесть, что повседневная практика по­
казывает: научиться можно чему угодно. Особенно при на­
личии желания, упорства и веры, что все получится. 
• Общение — это третьестепенная цель. Я не червонец, 
чтобы всем нравиться. Если человек не прав, я ему 
так и говорю, потому что кривить душой не в моих пра­
вилах. Конечно, нравиться абсолютно всем невозможно, 
да и не нужно. С людьми, которые вам по каким-то причи­
нам неприятны, лучше просто не общаться. Другое дело, 
когда близкие вроде бы люди (например, мужья и жены, 
родители и дети) тратят долгие годы в бессмысленной борь­
бе друг с другом и выяснении, чья правда правильнее. К то­
му же, умение находить общий язык с кем угодно (от ус­
пешного бизнесмена до вокзального бомжа, от старенькой 
учительницы русского языка и литературы до уголовного 
авторитета) сильно облегчает жизнь. И не чью-нибудь, а 
вашу. Подумайте, что важнее — при каждом удобном слу­
чае утомительно доказывать свою правоту или легко и про­
сто достигать своих целей? 
И подобных убеждений, к сожалению, бытует немало. Воз­
никает вопрос — ну, хорошо, а что делать-то? 
Как любой дом строится на фундаменте, так и каждая на­
учная или прикладная область знаний имеет свой аксиомати­
ческий аппарат, т. е. набор утверждений, которые в данной 
области считаются истиной и принимаются на веру. Психо­
логи разработали ряд базовых убеждений, постулатов, выра­
женных в метафоричной форме, которые являются наиболее 
эффективными для «обустройства» хорошего общения с дру­
гими людьми. 
Вот основные пресуппозиции с краткими объяснениями: 
1. Карта не территория. У каждой личности своя карта мира. 
Это, пожалуй, основная пресуппозиция. Карта — это представ­
ление об окружающей реальности, которое каждый человек 
создает на основе собственного опыта и в соответствии со свои-Введение 
ми предпочтениями. Так, например, если садовник хочет поса­
дить дерево, то он не рассуждает как философ, что есть зем­
ля — прах или святыня, не любуется пейзажем и не оценивает 
земельный участок у перекупщика на предмет его рыночной 
стоимости, а смотрит, подходит ли данная земля для данного 
дерева. Таково его представление и его карта реальности. 
Двое хирургов подошли к операционному столу, на ко­
тором лежал человек, пострадавший в автокатастрофе. 
— Как вы оцениваете состояние больного, коллега? 
—- Думаю, не меньше миллиона долларов. 
— Что ж, приступим к операции. 
В самом деле, если верить, что каждый человек создает соб­
ственное представление о мире, т. е. карту реальности, то спо­
ры о том, что истинно или ложно исчезают сами собой. Если 
чего-нибудь нет в моей карте реальности, не значит, что этого 
нет вообще, просто это не моя карта, не мое представление. 
Возникает еще и прекрасная возможность, которая выражена 
В следующей пресуппозиции. 
2. Каждый создает собственную реальность. 
Встретились два бывших однокашника. Один стал бо­
гатым и крутым. Другой — типичный «старый русский». 
Крутой: 
— Витек, ну а ты сейчас где, как? 
— Да как... Так... Уличный торговец. 
— Во, класс] И почем сейчас одна улица? 
То есть, можно обустроить себе уютный домик, а можно — 
тюремную камеру со злобными тюремщиками. Или чердак в 
паутине и с привидениями. В общем, простор для фантазии не 
ограничен — чего ждешь, то и получишь. 
3. Намерение любого поведения позитивно. Да, да. И сосед, 
который включает громкую музыку в двенадцать ночи, и гаиш­
ник, который сегодня оштрафовал вас, и начальник, который 
наорал не по делу — все они не преследуют цель принести вам 
пред. У них есть позитивное намерение (расслабиться после 
тяжелого дня, заработать ребенку на памперсы, добиться ува­
жения к себе и т. д.), только выражаются они иногда довольно 
экзотическим способом. И не факт, что самое позитивное на­
мерение обращено к вам лично. Введение 
Мама укладывает спать маленького мальчика. Тот пла­
чет. Она поет мальчику колыбельную. Ребенок продолжа­
ет плакать. Мама поет еще одну колыбельную. Ребенок 
продолжает плакать. Мамаша поет третью, четвертую... 
Мальчик неожиданно открывает глаза и говорит: 
— Мама, я понимаю, вы хорошо поете, но дайте мне, 
наконец, немного поспать! 
4. Люди не могут не общаться. Смысл коммуникации зак­
лючается в той реакции, которую она вызывает. А вот это об­
ратная сторона той же медали. Если уж вы имеете позитивное 
намерение, сумейте так донести его до собеседника, чтобы вас 
поняли правильно. Мысли читать он не обязан. 
Из кабинета врача выбегает заплаканная молодая мо­
нашка. 
— Доктор, что вы ей такого сказали? 
— Ничего особенного. Сказал, что она беременна. 
— .'/.'?? 
— Зато икать перестала. 
5. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной 
системе. Субъективный опыт состоит из образов, звуков 
чувств, вкусовых ощущений и запахов. Ну, это просто. Чело­
век получает информацию о мире через органы чувств. Эту 
информацию он потом кодирует и хранит в виде картинок, зву­
ков или ощущений в теле, а при необходимости извлекает из 
памяти. 
Врач осматривает грудную клетку старушки. 
— Что вы ощущаете при сжимании? 
— Вспоминаю молодые годы. 
6. Люди стремятся во всем найти смысл, т. е. мозг человека 
не только кодирует и хранит информацию, но и структуриру­
ет, обобщает и придает некое значение. И далеко не всегда, 
оценивая поведение других людей, мы понимаем их истинные 
намерения. Например, если на улице люди смеются вам вслед, 
еще не факт, что они смеются над вами. 
В ресторане клиент громко кричит: 
— Официант, у меня в супе муха!! Что это значит?! 
— Простите сэр, но я подаю на стол, а не истолковы­
ваю приметы. Введение 
7. Чтобы описать систему, надо выйти за ее пределы. Мож­
но долго блуждать в лабиринте, не находя выхода. Вы и лаби­
ринт в этом случае составляете единую систему. Если же под­
няться и посмотреть сверху, выход виден сразу. 
Приходит программист к пианисту посмотреть на но­
вый рояль. Долго ходит вокруг, хмыкает, потом заявляет: 
— Клавиатура неудобная: всего 84 клавиши, половина 
функциональных, ни одна не подписана, хотя... «shift» на­
жимать ногой — это оригинально. 
8. Системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гиб­
кость, т. е. тот, у кого в запасе большее количество вариантов 
поведения. Как говаривал вождь мирового пролетариата, «из 
пятидесяти попыток совершить невозможное одна обычно уда­
ется. При условии, что попытки были разнообразны». Ему са­
мому, как известно, удалось. 
— Вовочка, твои мама и папа разводятся. Ты с кем ос­
танешься? 
Вовочка долго думает, потом спрашивает: «А у кого 
останется телевизор?» 
9. Сознание и тело — части одной и той же кибернетичес­
кой системы. Попробуйте провести маленький эксперимент — 
нахмуриться, ссутулиться, посмотреть в пол, напрячь мышцы 
шеи и плеч и чему-нибудь сильно обрадоваться. Получилось? 
Вряд ли. Так же трудно огорчаться и печалиться с гордо под­
нятой головой, расправленными плечами и улыбкой на губах. 
— Слушай, как твоей жене удалось так быстро поху­
деть? 
— У нее все калории просчитаны. 40 таблеток «Тик-
Так» — на завтрак, 70 — на обед и 30 — на ужин. Зато вес 
почти постоянный, дыхание свежее. Правда, слабое... 
10. Нет неудач — есть только обратная связь. Как говорят 
ученые-экспериментаторы «Отрицательный результат — тоже 
результат». Каждый человек обучается на основе собственно­
го жизненного опыта. Разве есть хоть один ребенок, который 
выучился ходить, ни разу не шлепнувшись? Просто отрица­
тельный результат можно оценивать по-разному: как траге­
дию или как возможность для развития. Введение 
— Лена, выйдешь за меня замуж? 
— Нет. 
— Я и не предлагаю, я просто спрашиваю. 
11. Если хотя бы один человек может научиться делать что-
либо эффективно, то и другие могут этому научиться. Разде­
ляя это убеждение, человек всегда задается вопросом; что та­
кого делает другой человек, достигший успеха в какой-либо 
области? И начинает выявлять, копировать и примерять на себя 
эффективные стратегии поведения. 
Новый русский встречает бывшего одноклассника. 
— Ты, братан, в натуре, чем занимаешься? 
— Да я вообще-то кроликов развожу... 
— Ну, ты силен! Как же их разведешь, если они вааще без 
понятия? 
12. У любой проблемы есть свое решение. Если в это ве­
рить, будешь искать, пока не найдешь. Если нет — легко опус­
тить руки. Например, при разработке 8-миллиметровой кино­
камеры «электрический глаз» возникли серьезные проблемы. 
Вице-президент по сбыту объявил инженерам, что конкурен­
ты уже сделали такой прибор. Через 24 часа они разработали 
принципиально новый подход. Просто потому, что верили, что 
это возможно. 
— Вам следует бросить пить! 
— Мне уже поздно. 
— Никогда не поздно! У вас еще есть шансы! 
— В таком случае я их использую и брошу попозже. 
13. У каждого есть все необходимое для осуществления пе­
ремен и достижения успеха. Здесь в полной мере работает прин­
цип предыдущего утверждения. Если верю — буду искать и до­
биваться, если нет — буду лежать на диване и ждать неизвест­
но чего, сетуя на плохое здоровье, тяжелую политическую 
ситуацию, олигархов, коммунистов и трудное детство. 
Старый еврей молится в синагоге: 
— Боже, дай мне выиграть в лотерею! 
Плачет, молится, бьется лбом об пол. Ангелы на небе 
плачут и просят Бога: 
— Ну, дай ты ему уже выиграть в лотерею, что тебе 
стоит? Введение 
Бог, вытирая слезы: 
— Да я бы и рад. Пусть он хоть раз билет купит! 
14. Вселенная, в которой мы живем, дружелюбна и изо­
бильна. Это, пожалуй, самое спорное утверждение. Скажу по 
секрету больше — это неправда, на самом деле Вселенная без­
различна и беспристрастна, это зеркало, которое отражает нас 
самих. И только от нас зависит, что мы увидим в этом зеркале. 
Профессор вошел в палату к своему пациенту психиат­
рического отделения. Тот, увидев врача, схватил стул и 
кинулся к нему. Профессор бросился бежать. Тот — за ним. 
Профессор, тяжело дыша, выскочил на садовую аллею и 
прибавил ходу. Преследователь, держа стул над головой, 
не отставал. Наконец, профессор выбился из сил и обречен­
но взглянул на больного. Тот поставил стул на землю и 
вежливо произнес: «Садитесь, пожалуйста!» 
Перечисленные здесь убеждения (жизненные правила) не 
есть истина в последней инстанции. Это всего лишь то, во что 
удобнее верить, чтобы сделать ежедневное общение с други­
ми людьми более эффективным и приятным для себя и собесед­
ника. 
Упражнение «Ромашка» 
Вспомните какую-нибудь ситуацию, которая была бы про­
блемной для вас. Например, вы с кем-нибудь поругались в пос­
леднее время. Или просто не достигли нужного взаимопонима­
ния, и вас это беспокоит. Если ничего такого на ум не прихо­
дит — примите наши поздравления, эту книгу вам дальше 
читать не обязательно. 
Вспомнили? Напишите краткие формулировки изложенных 
выше убеждений (их еще называют пресуппозиции) на отдель­
ных листах бумаги. Разложите их на полу в форме круга, а 
сами встаньте в центре и еще раз хорошенько погрузитесь в 
свою проблему. Например, мой начальник вчера накричал 
на меня не по делу. Я вынужден терпеть подобное отноше­
ние, потому что не хочу потерять работу. 
А теперь ступите на лист какой-нибудь пресуппозиции (не­
важно какой именно). И проникнитесь этим убеждением так, 
как будто это единственная в мире истина. Например, у каж­
дого человека есть все необходимое для осуществления 
перемен и достижения успеха. Если я твердо в это верю, то я Введение 
свободный человек и никому ничего не должен. А потому оп­
ределяю сам, как мне поступить в том или ином случае — по­
дыскать ли новую работу или твердо, но вежливо дать понять 
Иван Иванычу, что не намерен терпеть подобного отношения. 
Или поступить как-то иначе, как сочту нужным. Просто пото­
му, что все необходимое для этого у меня уже есть, я просто 
пока об этом не думал. 
А теперь представьте себя самого, стоящего в центре круга 
и удрученного столь незначительной, как оказалось, пробле­
мой. Как вы видите этого человека со стороны? 
Ступите на следующий лист и проникнитесь новым убеж­
дением. Как выглядит ваша проблема с точки зрения «новой 
правды»? 
Когда переберете все листы, снова вернитесь в центр круга. 
Попробуйте снова ассоциироваться с проблемной ситуацией. 
Получилось? Нет? И правильно. Зато возникли новые идеи? 
Поздравляю. 
Для того чтобы проверить эффективность любой пресуп­
позиции попробуйте прожить хотя бы один день так, как если 
бы это была единственная истина. Живите, думайте, действуй­
те, общайтесь с людьми... А потом посмотрите — что изменит­
ся в вашей жизни? 
Если вдруг не понравится — всегда можно вернуться к ста­
рым убеждениям, ведь человеческая психика — вещь гибкая, 
может принимать какие угодно формы. 
Только я еще не видела человека, которому бы захотелось 
вернуться в свою старую скорлупу. 

Популярные сообщения из этого блога

Азербайджанские Словечки!

Тайна бани, обогреваемой единственной свечой

Формулы вербального поведения грузия