Книга Гений Общение..Глава 1

ГЛАВА 1
ЦЕЛИ КОММУНИКАЦИИ
Зачем мы общаемся? Что двигает поведением человека. Бес­
цельное общение. Еслиинтересы несовпадают. Каквыиграть
всем. Как правильно сформулировать цель общения? А всегда
ли нужна цель? Для реализации цели нужны средства.
Люди — очень странные существа. В школе они учат мно­
жество предметов, которые им никогда в жизни (кроме как на
экзаменах, конечно) не пригодятся. Хотя, если вы пойдете по­
том работать в школу, или надо будет помогать учиться в той же
школе своим детям, то все вышеперечисленное, конечно, может
пригодиться.
Только вот для успешной жизни «математики», «физики» и
«обществоведения» почему-то недостаточно. А умению общать­
ся с людьми, планировать свою жизнь, достигать своих целей в
школе почему-то не учат. Более того, все вышеперечисленное
возвели в ранг талантов, божьего Дара (об этом мы уже говори­
ли во введении).
А нормальный человек, подобными талантами не отягощенный,
тонет ежедневно в океане как нужного, так и ненужного общения,
оставаясь при этом зачастую страшно одиноким. «Никто меня не
понимает!» «Хоть бы меня все оставили в покое, наконец!» Случа­
лось ли вам, дорогой читатель, слышать от кого-либо подобные
жалобы? Или даже произносить нечто подобное про себя или
вслух, негодуя и злясь на невозможность вырваться из замкнутого
круга?
Ответьте, пожалуйста, на один простой вопрос: а зачем вы об­
щаетесь? Только честно. Замялись? Трудно ответить сразу? Пра­
вильно. Обычно никто не думает в этом направлении — и совер­
шенно зря. На самом деле, цель есть всегда, по меньшей мере, у
одного из участников. Другое дело, что цель эта далеко не всегда
осознается. Никто ведь не думает субботним вечером: «Сейчас я
позвоню приятелю и позову его пить пиво. Мы просидим часа три,
поговорим о жизни, я ему буду рассказывать про свой новый авто­
мобиль, он мне пожалуется на жену и тещу. Мне это нужно, чтобы Глава 1
получить удовольствие от общения, а заодно и самоутвердиться
лишний раз». Бред, говорите? А зря. Ведь часто именно так и
бывает.
Никто ведь не считал, сколько дней, месяцев и лет за всю свою
жизнь мы проводим в «проходном», бесцельном общении! Навер­
ное, это время можно было бы провести как-то более продуктив­
но. А сколько раз, общаясь с кем-либо, получали прямо противо­
положный результат? Хотел с девушкой познакомиться — полу­
чил по морде, хотел у начальника прибавку к зарплате попросить —
а получил выговор с занесением?
Чем же тогда отличается эффективное общение от общения
просто?
— Скажите, пожалуйста, какая разница между демокра­
тией и социалистической демократией?
— Примерно такая же, как между обычным стулом и элек­
трическим.
А если серьезно, то эффективное общение отличают следую­
щие характеристики:
Во-первых, наличие четкой цели, т. е., общаясь с каждым
конкретным человеком, не плохо бы предварительно уяснить для
себя — а чего вы, собственно, от него хотите? (Собеседника в
свои планы посвящать не обязательно. Вопросы неявного воздей­
ствия на человека мы рассмотрим в главе «Манипуляции в комму­
никации и контрманипуляции»). Это помогает избежать больших
потерь времени и энергии. Цели могут быть не только материаль­
ными (получить прибавку к зарплате или уговорить мужа купить
новую шубу). Это может быть и моральная поддержка, необходи­
мая вам или кому-то дру­
гому, и самоутвержде­
ние, и получение призна­
ния, любви, внимания, и
даже просто «счастье че­
ловеческого общения»!
А еще — обмен информа­
цией. Другое дело, когда
заявлена одна цель, а под­
разумевается (и реализу­
ется!) совершенно дру­
гая.
Встретились две школьные подруги. Одна —- цветущая,
стильная,ухоженная, другая — типичная «сераямышь». Слу­
шает приятельницу, открыв рот. Та с упоением рассказывает
о своей жизни. Приемы, банкеты, заграничные поездки... Вдруг
спохватывается: Цели коммуникации
— А что это мы все обо мне да обо мне? Давай о тебе. Как
тебе моя новая прическа?
Еще одно предостережение — цель должна быть сформулиро­
вана утвердительно. Если в формулировке цели оказывается час­
тица «не», а также любой глагол типа «перестать», «бросить», «пре­
кратить», следует немедленно остановиться и задать себе вопрос: а
чего я хочу вместо этого? Можно бросить курить, если вести
здоровый образ жизни и бегать трусцой по утрам, а можно — если
начать употреблять героин. Можно перестать обижаться на
соседа (начальника, маму, тещу, жену), если договориться с ними
К взаимному удовольствию, а можно — если разорвать отношения
вообще. Так что имеет смысл заранее определиться с результатом.
И, главное, определиться честно. Особенно это актуально для
так называемых «жестких переговоров». Чего ты хотел-то, мил
человек? «Задушить» своего оппонента (хорошо еще, если только
В переносном смысле) или заключить контракт на выгодных для
себя условиях? Ты сам кто такой? Менеджер по продажам или
участник организованного преступного сообщества? Уж с этим-то
определиться стоит заранее и вести себя соответственно. Или про­
фессию менять.
Кроме того, есть и другой аспект. Лет пятьдесят назад Дейл
Карнеги сказал: «Менеджеры, которые не умеют справляться с
беспокойством, умирают молодыми». Так вот — он был не прав,
потому что сие высказывание относится не только к менеджерам.
Не хочу вас пугать, но сердечно-сосудистые заболевания сильно
i юмолодели за последние годы, а покойникам деньги без надобнос­
ти. Любое действие — это ваш выбор, но и ответственность за
него — тоже ваша.
Поэтому мы плавно переходим к следующему пункту, и вто­
рым важным критерием является личная ответственность. Чет­
ко сформулированная цель (чего хочу) это, как говорится, хоро­
шо, но мало.
— Хочу жениться на английской королеве!
— А она?
— Не знаю, я ее еще об этом не спрашивал.
Сразу вслед за этим возникает вопрос — а что я могу сде­
лать, чтобы добиться от собеседника нужного мне дей­
ствия? Если я хочу, чтобы Вася меня любил, чтобы начальник
меня уважал, чтобы мама на меня не ворчала, чтобы Милош Фор­
ман снял меня в главной роли, то просто хотеть я могу до бесконеч­
ности, а, точнее, всю оставшуюся жизнь. Если же я принимаю на
себя ответственность за результат и процесс общения, значит, я
буду что-то делать ради этого. Что именно делать — мы подробнее
рассмотрим в следующих главах этой книги. Глава 1
Здесь мы приводим наиболее типичные и часто встречающиеся
вопросы, которые возникают у участников коммуникативного тре­
нинга.
— А всегда ли нужно ставить цели в общении?
— Насчет того, что «нужно» — не знаю. В Уголовном кодексе
такой статьи нет. Но, что можно — это точно. Тем более что, чем
активнее вы практикуете навык постановки цели, тем быстрее он
становится для вас привычкой, автоматизируется. Это как иност­
ранный язык: чем больше вы на нем разговариваете, тем лучше им
владеете, тем проще вам на нем разговаривать.
Конечно общение общению рознь, есть суперважное, есть про­
ходное. Но если вы научитесь легко добиваться успеха в малом, то
в будущем вам гораздо проще будет добиваться успеха и в боль­
шом. Тем более что это действительно просто. А вот эффекты мо­
жет дать очень даже хорошие. Сегодня вы соседа рассмешили, на­
строение ему подняли, а завтра он вам в долг даст... Ну или ремонт
сделать поможет... Только рассчитывать на это не надо, просто
получайте удовольствие от того, что кому-то помогли, эффекты
придут сами.
— Скажите, если мама четко знает, чего хочет от сына и
об этом говорит: «Я хочу, чтобы ты выучил уроки! Я хочу,
чтобы ты выучил уроки!» Является ли это гарантией, что ее
цель при всей позитивной формулировке и заявленности
будет выполнена?
— Конечно, нет. Понимание своей цели — условие необходи­
мое, но недостаточное. Хотя, если вы будете внимательны, то заме­
тите, что некоторые условия правильной цели здесь нарушены —
я говорю про ответственность. Мама хочет, чтобы сын выучил уро­
ки. А что она может сделать для того, чтобы он это сделал?
— Как-то замотивировать. Пообещать купить шоколад­
ку или выпороть, если откажется.
— Правильно. Хотя перечень успешных вариантов на этом не.
заканчивается. Но это уже вопрос о конкретных средствах, кото­
рые можно применять для того, чтобы коммуникация была успеш­
ной. Ими мы займемся дальше.
— А если цели противоречат друг другу? Можно ли до­
биться своего, «сломав» сопротивление собеседника?
— Можно. Другое дело — стоит ли. Потому что, добившись
сиюминутного результата, можно значительно проиграть в долго­
срочной перспективе.
— А что тогда делать?
— Гораздо лучше поискать такой вариант, при котором оба
оказались бы в выигрыше.

Популярные сообщения из этого блога

Азербайджанские Словечки!

Тайна бани, обогреваемой единственной свечой

Формулы вербального поведения грузия